Моя малышка изо всех сил старалась застегнуть ремни на своем стульчике. «Почти», – бормотала она и пыталась снова и снова. «Почти», – соглашалась я, пытаясь не висеть над ней. Когда у нее получилось, я воскликнула: «Ты это сделала! Это было сложно, но ты продолжала стараться, и ты это сделала! Я горжусь тобой».
То, как я хвалила ее усилия, требовало усилий и от меня. Если бы я не знала, то просто могла бы сказать: «Умница!» или даже «Давай я помогу тебе с этим». Что в этом плохого?
Кэрол Двек, исследовательница из Стенфорда, с 1960-х годов изучает мотивацию и упорство. И она обнаружила, что все дети делятся на две категории:
«Фиксированный» склад ума. «Если надо много трудиться, это оттого, что нет способностей».
Такие дети считают, что ум и способности – это то, с чем они родились. Когда что-то у таких детей не получается, они оказываются в ловушке. Начинают думать, что они, наверное, не так талантливы и умны, как им говорили. Они избегают трудностей, потому что боятся, что будут выглядеть неумными.
«Растущий» склад ума: «Чем больше проблем решаешь, тем умнее становишься».
Такие дети думают, что ум и способности можно развить. Что даже гении должны много работать. Сталкиваясь с неудачей, они считают, что могут ее преодолеть, приложив больше времени и усилий. Они ценят учебу больше, чем возможность выглядеть умными. Они настойчиво добиваются своих целей.
Что создает ту или иную веру в детях? То, как мы их хвалим – начиная с одного года.
В одном исследовании Двек собрала пятиклассников, разделила их на две группы в произвольном порядке и дала им задачи из теста на IQ (коэффициент интеллекта). Затем она похвалила представителей первой группы за ум: «Ух ты, отличный результат! Вы хорошо в этом разбираетесь!» А вторую группу она похвалила за усилия: «Ух ты, отличный результат. Наверное, вы хорошо потрудились!»
Она продолжала проверять детей, давая им выбор между более сложными и более простыми заданиями. Дети, которых хвалили за усилия, обычно выбирали более сложные задачи, зная, что так они смогут научиться большему. У них появилась мотивация к обучению, и сохранялась уверенность в себе и тогда, когда задания становились сложнее.
Дети, которых хвалили за ум, просили более простые задания, зная, что так имеют больше шансов на успех. Они теряли уверенность в себе, кода задачи становились сложнее, и чаще стремились повысить свои баллы за тесты, пересчитывая их.
Двек и ее коллега продолжили свои исследования вне лаборатории – в домашних условиях. Каждые четыре месяца ученые из Стэнфорда и Чикагского Университета посещали пятьдесят три семьи и записывали в течение девяноста минут, как проходит их обычный день.
На момент начала исследования детям было по 14 месяцев. Исследователи считали, как часто родители использовали разные виды похвалы — за усилия, за черты характера или просто нейтральные, вроде «Хорошо!» или «Ух ты!».
Это продолжалось пять лет. Затем исследователи провели опрос среди этих детей, которым исполнилось от 7 до 8 лет. Их спросили об отношении к трудностям в обучении. Дети с «растущим» складом ума были более заинтересованы в преодолении трудностей.
У каких детей сложился «растущий» склад ума? У тех, кто слышал больше похвал за свои старания, пока они был маленьким.
Я получила письмо от учительницы одной школы. «Не слишком ли поздно учить алгебру или правила спряжения, если к четырем годам у ребенка не развился «растущий» склад ума?» – спросила она.
Двек задавалась тем же вопросом. Она собрала учащихся средней школы и студентов с «фиксированным» складом. И обнаружила, что студенты смогли повысить свои оценки, когда им объяснили, что мозг как мускул: ум не фиксирован.
Так что – еще не поздно. Ни вам, ни вашим детям. Салман Хан из Академии Хан взял на себя задачу оповестить об этом всех. Он записал вдохновляющее видео, основанное на работе Двек, под названием «Вы можете научиться всему».
Главная идея фильма – мозг похож на мускул. Чем больше вы его используете, тем сильнее он становится. Вы тренируете свой мозг, давая ему сложные задачи, упражняясь в различных вещах и обучаясь новому. Причем, как утверждает Хан, мозг растет в основном тогда, когда с задачей справляются неправильно. А не правильно.
Поэтому, когда моя малышка пыталась застегнуть свой ремень, я поощряла ее добиться успеха и повторяла: «Почти!» и «Попробуй еще» – вместо: «Давай я сделаю это за тебя».
«Если общество в целом начнет приветствовать трудности обучения, то всеобщему человеческому потенциалу не будет конца», – пишет Хан.
Так что – передавайте эту информацию другим!
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-nauchit-detey-ne-sdavatsya/#ixzz3RQlp8Azj